Книга эта в свое время произвела на меня очень хорошее впечатление. Но найти ее в интернете в нормальном качестве сложно (есть только djvu, который сложно читать). Как-то так получилось, что заметки сохранились у меня без указания источника, долго искала я автора этих строк.
Увы, многие "авторы" статей цитируют эту книгу кусками без какого-либо указания источника.
Вот некоторые заметки, которые я сохранила себе.
Из этого не следует, что перемен нужно бояться. Они необходимы для социально-психического развития. Любая перемена жизненных обстоятельств содержит большие возможности для новых достижений ребенка или подростка. Но для их реализации необходимо неослабно-внимательное участие старшего.
Вот еще две ссылкочки на материалы из этой книги:
Условия успешного обучения, или ещё раз об упрёках
Нельзя!!! или размышления о запретах…
Мы с Алисой и Дальяной желаем вам счастья!
Увы, многие "авторы" статей цитируют эту книгу кусками без какого-либо указания источника.
Вот некоторые заметки, которые я сохранила себе.
Психологические уроки обыденной жизни
Н.В.Жутикова
Разговоры о детях...
Независимо от того, где они идут —в
учительской или па скамейках у подъездов, в очередях или на родительских
собраниях, — слышится навязчивая доминанта сето-ваний. Не жалуются только на
самых маленьких: выражением счастья родителей отмечены первая улыбка ребенка,
первый зуб, первые шаги, первые слова... Здесь и радость, и гордость, и смех!
Но вот едва перешел малыш из ясельного
возраста и детсадовский, на него начинают жаловаться... Более других вызывает
жалобы взрослых подростковый возраст. Сколько в них боли, возмущения и гнева!
Еще бы! «У кого что болит...» Сетуют — когда трудно. А если контакт с младшим
все более затрудняется, то младшего так и называют — трудным...
А что если освободить фразу «Откуда они такие
берутся?» от бесплодной патетики и перевести ее в тональность активной мысли?
Пусть она станет деловым вопросом, стимулирующим работу нашего мышления. И не
надо сводить его направленность к поискам виноватого (никакие Обвинения,
изобличения и упреки здесь не помогут). Пусть он будет инструментом выявления
совокупности причин в каждом индивидуальном случае.
(прим. - про этот фрагмент я не уверена, а остальные мои)
Вспоминается эпизод. В деревне, под навесом у
сарая, седобородый дед, сосед моих родителей, ремонтирует к сенокосу грабли и
отбивает косы на специальном отбойнике, вбитом в чурбачок. Рядом играет его
правнук, мальчуган лет четырех. Этот дед — отличная нянька, его часто можно
увидеть с правнуком, они всегда заняты чем-то на зависть уютным и интересным.
Даже когда за обеденным столом малыша чем-то не устраивает поданная матерью
еда, дед ест свою порцию так аппетитно, что безо всяких понуждений правнук пристраивается
со своей ложкой к его тарелке под дремучую бороду. Он подражает его движениям,
его позе, его интонациям, повторяет его междометия. Но вот дед работает с
опасными предметами, и достаточно ребенку чуть приблизиться к ним, как он
слышит не слишком громкое, но такое грозное: «Прочь от косы! Прочь! Нельзя!»
Мальчик замирает и удивленно смотрит на деда. Из-под седой, с изломом
приподнятой бровищи косо и непривычно сурово выстреливает предупреждающий,
останавливающий, отодвигающий взгляд! Постояв в оцепенении, мальчик делает еще
одно движение в сторону деда и опять натыкается на тот же взгляд и тот же звук:
«Прочь! Нельзя!» Постояв, он садится на землю и долго сидит в неподвижности,
глядя на работающего деда. Позднее суровое и. грозное «Прочь! Нельзя!» будет он
слышать каждый раз, когда приблизится к тому месту, где находятся косы-литовки,
только они! Если ребенок наткнется на огромное лезвие косы, он может погибнуть,
получить увечье, порез страшный не только болью, но и видом обильного
кровотечения.,. Сама форма этого инструмента коварна. Вот и выделил дед именно
ее, обозначив своим четким и эмоционально убедительным запретом. А вилы и
грабли он даже пригласил потрогать — самые острые места, чтобы малыш убедился:
играть ими не стоит: «Ой-ой, колется!» Через год он смастерил внуку маленькие,
но настоящие грабли и деревянные вилы — не для игры, для работы — и брал его с
собой на покос.
Квартиры украшены различными вещицами, которые
неодолимо притягивают к себе детей — их взгляд и... руки! (Для них это
совершенно естественно!) И если эти предметы в зоне, вполне доступной им
физически, они, разумеется, будут пытаться взять их в руки. От окриков в любом
случае нет пользы, а слово «нельзя» и другие, пусть самые категоричные,
выражения немотивированного, необъясненного или неубедительного запрета
малодейственны для любого возраста. А собственно — почему нельзя? Сама по себе
категоричность запрета неубедительна и непонятна, тем более что старшие трогают
эти вещи, «играют» ими!
Человеческий детеныш обладает очень хрупким
организмом, и самое хрупкое и уязвимое — его мозг. Любое продолжительное
серьезное заболевание или потрясение, психическая травма, психологическое
лишение могут приостановить его психическое развитие или отбросить его назад —
на недели, месяцы и даже годы!
Нравственное чувство, зародыш нравственного
сознания, совестливость — это самые тонкие образования! Прочность, устойчивость
форм нравственного поведения, бодрствующая взыскательная совесть — все это
достигается постоянным подкреплением в продолжительном и действенном контакте с
другими людьми, чей нравственный опыт намного прочнее и осмысленнее. Прямой
долг старшего — регулировать степень нагрузок, защищать младшего не только от
прямой опасности его жизни, но и от всего того, что может разрушить его
тончайшие психические достижения, в частности — ростки нравственности.
Когда жизнь неожиданным поворотом вносит
путаницу в представления нашего сына или дочери о должном, о том, как «надо» и
как «че надо», это очень опасно! Хаос, путаница на детскую психику действует
разрушающе! И потому при всех переменах в жизни нужно прежде всего позаботиться
о младших, не допустить разрушительной путаницы, не допустить отчуждения!
Из этого не следует, что перемен нужно бояться. Они необходимы для социально-психического развития. Любая перемена жизненных обстоятельств содержит большие возможности для новых достижений ребенка или подростка. Но для их реализации необходимо неослабно-внимательное участие старшего.
До этого родители вводили сына в жизнь, не
ограничиваясь двумя положениями: «можно» и «нельзя». К слову «нельзя» прибегали
очень редко и всегда объясняли, почему нельзя. Вместо него часто употреблялись
слова «неправильно», «некрасиво», «стыдно», «неприлично» и т. п. — Выпрашивать
угощение стыдно, могут подумать, что у тебя нет гордости, что ты невоздержан,
не умеешь потерпеть...
Как только старшие начинают все чаще
натыкаться на неудобное своеобразие подростка, которому труднее других, на него
же и сыплются удары со всех сторон. У старших вокруг него не хватает ни
терпения, ни милосердия, не говоря уже о любви. Таких любить трудно, что и
говорить! Именно они и нуждаются в человечности, но им-то в ней чаще всего и
отказывают - не только сверстники, но и взрослые. (...) Нам так хочется, чтобы
подросток был для нас (стал бы сию минуту!) вполне удобен! Мы не хотим видеть
рядом с собой никого, кто не соответствует нашим понятиям о норме, нашему
эталону, нашим вкусам. А неудобного - либо гоним от себя, либо пытаемся исправить,
но как: упреками, замечаниями, разоблачениями, лишениями - болью!
Нельзя вырастить своего ребенка, изолировав
его от других детей. Вот почему «нет чужих детей»! Вот почему каждый
просвещенный не может не быть просветителем. С хаосом приходится бороться,
чтобы он не поглотил нашего будущего, наших детей. А для этого —надо знать, с
чего начинается действие хаоса, где те щели, которые стихия общения превращает
в огромные дыры-промоины. Любой мальчишка, любая девчушка, на время
подброшенные вам детсадовским, школьным или случайным знакомством с вашими
детьми, непременно должен получить от вас горсть душевного тепла и
человеческого внимания. И тогда у него появится возможность вобрать в себя
что-нибудь доброе —от вас! Нельзя гнать ничьих детей! Нельзя отпустить их, не
омыв их волной своей человечности! Ведь рядом, в нашей теснотище, такие пустыри
бездумности, бездуховности и безнравственности!
Привлечение детей всех возрастов к
практической помощи родителям, а также больным и старым (родным и чужим), обучение
их оказанию этой помощи развивает внимание к нуждам старших, добросердечие,
терпимость и чуткость. Не следует материально награждать и захваливать детей за
их ласку, за их внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов
одобрения; ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.
Любое соревнование в оказании помощи и
бюрократизация добрых дел убивает в детях ростки подлинной сердечности. Столько
вреда психологии школьников принесли в свое время тетрадки «учета тимуровского
движения». За каждое сделанное «доброе дело» «юные тимуровцы» вынуждены были
просить своих подшефных расписываться в этом своеобразном журнале, иначе
вожатая не поверит!
Часто ли мы рассказываем детям о наших делах,
о нашей работе и о людях, об их достоинствах? Часто ли беседуем
с ними уважительно, как с товарищами, советуемся?
Вот еще две ссылкочки на материалы из этой книги:
Условия успешного обучения, или ещё раз об упрёках
Нельзя!!! или размышления о запретах…
Мы с Алисой и Дальяной желаем вам счастья!
Комментариев нет:
Отправить комментарий