суббота, 19 мая 2018 г.

Об изучении истории

Вчера смотрела экранизацию "Войны и мира" 2007 года, а сейчас села перечитать книгу. Давно я ее не читала, многое забыла. И думается мне только одно. Как у нас странно преподают историю, как можно из самого интересного для почти любого ребенка вопроса о том, что же было раньше, того вопроса, от которого так и пахнет таинственностью, где можно стать настоящим археологом, искать, думать, находить удивительные вещи, сделать такой скучный и унылый предмет про реформы, про какие-то даты и еще что-то даже не помню что.

Ну с литературой, конечно, не особо лучше. "Война и мир" это одно из абсолютно не большого количетсва произведений школьной программы, которое я читала в школьные годы. Читала его просто чтобы доказать, что я могу прочитать вот такую большую книжку легко. Мне тогда даже в целом понравилось, но оно пронеслось мимо меня как скоростной поезд. Там про Наполеона и еще про что-то.

Потом я перечитывала его лет 10 назад. Было интересно, просто как кино посмотреть - кто кого любит, почему и как. Но тоже не скажу, что многое осталось. По совету знакомого я посмотрела экранизацию и она мне очень прияглянулась. С большим удовольствием я пересмотрела ее еще раз вчера. Уже тут у меня появилось много вопросов, много идей.

Мы ведь читаем не вдумываясь во многие вещи. Вот Николай Ростов проигрывает в карты 43 000 рублей. Сколько это? Из тех цифр, что я нашла, это может быть около 20 000 000 - 40 000 000 рублей на наши деньги.

Вот еще с сайта https://www.russian-money.ru/articles/zarplaty-i-ceny
Крепостной рабочий с семьёй - 400-500 р., хорошая лошадь - 200 р. Т.е. по сути на проигранные деньги можно было купить 215 лошадей или довольно большую деревню.

Сейчас не будем углубляться в тему покупки и продажи людей, это отдельная и важная тема.
Итак, представьте себе сына вполне богатого, но далеко не самого богатого человека, который сегодня за один день проигрывает такую сумму. Конечно, я не знаю, как сейчас у нас живёт элита, но мне начинает казаться, что все же она (в очень хорошую сторону) измельчала. И то, что нам сейчас кажется невероятной роскошью и мотовством еще 200 лет назад было простым и обыденным в определенных кругах.

И вот отец прощает ему этот долг, находит деньги и расплачивается. Как оценить эту ситуацию? Нормально ли что у этих людей были такие деньги, чтобы их тратить? Каким человеком надо быть, чтобы в этой ситуации спокойно и тихо проситить сына? Как вели себя молодые люди в то время? Много-много вопросов. Есть о чём поговорить и подумать, а ведь всё произведение буквально усыпано такими историями, ситуациями.

Сколько стоили платья, которые постоянно меняла красавица Элен? Мне тоже интересно, но я пока не нашла ответа.

А если добавить к этому еще Салтыкова-Щедрина, который сам был помещиком:

"Помещиков в нашем крае было много, но материальное их положение представлялось не особенно завидным. Можно указать на три-четыре средних состояния от пятисот до тысячи душ (крепостных крестьян мужского пола-А.Г.), а за ними следовала мелкота от полутораста душ и ниже, спускаясь до десятков и единиц.
...
Помещичьи усадьбы были крайне невзрачны. Задумавши строиться, ставили продолговатый сруб вроде казарм, разделяли его внутри перегородками на каморки, проконопачивали стены мхом, покрывали тесовой крышей и в этом неприхотливом помещении ютились, как могли. В окна дуло; сырость проникала беспрепятственно всюду; полы ходили ходуном, потолки покрывались пятнами, и дом, за отсутствием ремонта, врастал в землю и ветшал. На зиму стены окутывали соломой , которую прикрепляли жердями; но это плохо защищало от холода, так что зимой приходилось топить и утром и на ночь. Само собой, что у помещиков побогаче дома строились обширнее, но общий тип построек был одинаков.
...
Несмотря однако ж, на недостаточные материальные средства, особенной нужды не чувствовалось… Ограничивались исключительно своим, некупленым. Денежных издержек требовали только одежда, водка и в редких случаях бакалейные товары. В некоторых помещичьих семьях (даже не из самых бедных) и чай пили только по большим праздникам…. За столом подавали все свое, за исключением говядины, которая вследствие этого употреблялась редко. Домочадцы, не имея понятия о так называемых разносолах, удовлетворялись этим обиходом вполне, да и гости претензий не заявляли. Было бы жирно и всего вдоволь – вот мерило, которым руководилось тогдашнее помещичье гостеприимство.
Сальные свечи (тоже покупной товар) берегли как зеницу ока, а когда в доме не было гостей, то по зимам долго сумерничали и рано ложились спать." отсюда


Вот и получается даже из этой небольшой истории постепенно вырастает маленькое деревце истории.

Но у меня есть один вопрос. Когда я читала "Войну и мир" в школе я об этом даже не думала и не могла бы, когда я перечитывала позже, мне было не до того. Но ведь все другие, взрослые люди - в школе, учителя, знакомые, родители, вы же были старше! У вас же уже был опыт жизни, были свои мысли и вопросы. Конечно, не было интернета и нельзя было, как сейчас, быстро узнать много интересного по этой теме, но что-то можно было. Неужели вам не было интересно?! А если было интересно, почему вы не рассказали нам?


Мы с Алисой и Дальяной желаем вам счастья!

Комментариев нет:

Отправить комментарий