среда, 19 февраля 2014 г.

Я мечтаю о школе

Эту мечту я ношу в своем сердце уже около двух лет. До сегодняшнего дня я осмелилась рассказать о ней только двум самым близким мне друзьям. Долго думала я о том, сможет ли это когда-нибудь во что-нибудь превратится, но сегодня я решилась отпустить ее в мир самым простым способом - просто рассказать о ней на моем блоге.


Если когда-нибудь, этой мечте будет суждено сбыться, я не пожалею сил и времени и вложу в нее все силы, которые у меня будут, потому что, как мне кажется, это прекрасная мечта.

Я мечтаю о школе.

Но не о той школе, в которой училась я или учились вы. А о новой, совершенно новой школе. Мне хочется, чтобы школа стала большим праздником знаний, чтобы она зажигала в людях такой огонь интереса, который сможет решить любые проблемы и покорить любые вершины. Как я вижу эту школу:

1. В школе моей мечты (далее просто "школа") могут учиться люди любого возраста, пола, национальности, материального положения и пр.
2. Начинать и заканчивать учиться можно в любое время на усмотрение ученика
3. В школе нет ничего обязательного - каждый сам выбирает для себя программу, темп обучения, контролирует уровень своих знаний
4. В школе есть учителя, а точнее мастера. Люди, которые всей душой любят какое-то свое дело и хотят ему научить других людей (от основ математики и чистописания до блогинга, ядерной физики, индонезийского языка). Эти люди являются признанными специалистами, но в преподавании им помогают "подмастерья" - ученики более высоких ступеней
5.  Когда вы приходите в школу, вы просматриваете презентации начальных курсов по разным предметам и выбираете, что вы хотите изучать. Пройдя базовые курсы, вы можете перейти к углубленному изучению предмета.
6. Вы можете выбрать одного или нескольких учителей по каждому предмету, ведь все они очень интересные люди.
7. Если вы любите компьютерные игры, то часть предметов можно изучить просто играя в игры, там же проходит проверка знаний. Если вы прошли всю игру, то вы прекрасно освоили тему.
8. В школе нет оценок, но есть задачи и проекты. Мастер оценивает результаты и в доброй и вежливой форме дает рекомендации - что и как надо еще изучить, чтобы добиться лучшего результата.
9. В школе ученики старших уровней помогают ученикам младших уровней.
10. В школе всегда есть чай и вкусная еда. Есть много мест, где можно собираться, обсуждать, придумывать и творить.
11. Мальчики и девочки обучаются по разным программам.
12. Классы (на отдельные программы) формируются не по возрасту, а по уровню знаний и желанию изучать определенные темы
14. Школа учит не только знаниям, но и помогает человеку стать счастливым - дает ему признание, уважение, дружбу и покровительство.
15. Школа защищает.


Вот письмо-обращение к учителям, которое я писала уже давно, размещу его сюда тоже.


Ситуация в сфере образования критическая. Мы теряем детей, мы теряем умных, интересных, полных желания учиться людей, которые приходят в школу с горящими глазами и полные надежд и выходят из ВУЗов растерянные, обиженные не понимающие зачем их «мучали» столько лет и что теперь делать с полученными знаниями, часто не желающие работать по специальности.

Мы теряем деньги, пока это были деньги государства, но, видимо, скоро это будут наши деньги. В этом будет сложно себе признаться, но мы будем их выбрасывать.

Мы теряем время и свое собственное желание работать, интерес к «учительству», если мы не видим живого отклика в глазах детей.

Долгий путь вел нас к этой ситуации, но сейчас у нас есть возможность коренным образом изменить ее. Возможность, которой небыло еще 10 лет назад, она связана с бурным развитием интернет технологий.

Представьте себе, что к Вам в класс придут лучшие ученики со  всей страны. Талантливые дети, которые безумно заинтересованы в этом предмете, горят желанием учиться и готовы с удовольствием браться за самые сложные задачи и проблемы. Это дети с которыми можно стать скорее старшим когглегой-наставником, чем просто учителем. Все те знания, которые Вы собирали и накапливали будут им жизненно необходимы и интересны. Они где-то есть, они ждут Вас. И наша задача постучать в их дверь и предложить им отправиться в удивительное пушетествие в мир истории, математики, биологии, химии и многих других дисциплин.

Основные идеи существующей сейчас системы образования были сформулированы несколько сот (!) лет назад. Принципиально мало что изменилось с тех пор. Но мир изменился радикально.

Ответьте на несколько вопросов:
1. Почему мы должны получить все знания за первые 20-25 лет своей жизни?
2. Почему один и тот же курс мы можем пройти только один раз?
3. Почему обучение повсеместно связано со страхом, наказанием и насилием?
4. Если дети сильно не любят учителя, как они будут относиться к преподаваемому предмету?
5. Что важнее, выучить наизусть определенный объем знаний  (даже если это таблица умножения) или научиться искать и получать эту информацию когда она нужна? Если первое, то какой объем знаний можно выучить за школьные годы без вреда для психики и здоровья?
7. Что важнее, здоровье или хорошие отметки?
8. Как нужно проводить время чтобы быть здоровым?
9. Как нужно проводить время чтобы получать хорошие отметки?
10. Почему дети не любят физкультуру, но любят бегать на переменах?

Пришло время не реформировать систему образования, а создать новую, параллельную, систему возможностей.
1. Возможность учиться в любом возрасте
2. Возможность учиться интересно и весело
3. Возможность учиться у лучших учителей страны, живя в любом месте
4. Возможность повторять пройденное
5. Возможность выбирать интересного тебе учителя
6. Возможность полюбить все предметы, узнать их с лучшей стороны
7. Возможность выбирать то, что тебе интересно
8. Возможность не бояться быть неправым, совершать ошибки и не быть наказанным, но понятым и поддержанным, направленным доброжелательной рукой
9. Возможность бесплатно получить достойное образование
10. Возможность учиться у прекрасных культурных интеллегентых людей и стать хорошим человеком

Создание такой системы требует огромного количества идей, сил и времени. Это трудный путь, полный ошибок, разочарований, на который мы еще только подумываем ступить. Но если мы не возьмемся за разработку новой системы, то улучшений в образовании нашего общества ждать не стоит, а ведь наше общество это наши дети, внуки… Это моя маленькая дочь, это сын моего брата, это дети моих друзей – всем им нужно образование. Желательно самое лучше и желательно бесплатное (по крайней мере не дорогое, т.е. доступное для каждой семьи).

Конец.

Я верю, что есть в мире человек, которому все это откликнется в сердце и который знает, как это начать делать. Я ищу тебя, такой человек. У меня уже есть много идей, так что пиши и будем обсуждать. Я готова жать тебя хоть сколько лет, только пожалуйста, найдись!

А вот здесь продолжение (уже "Как это реализовать") 


Мы с Алисой желаем всем счастья!

18 комментариев:

  1. Таня, я прямо до слез...Такая прекрасная мечта! Я думаю, что если очень постараться, она может воплотиться в жизнь.
    Я просто верю, что такой порыв не может пройти бесследно.
    Но как это осуществить? Наверное, искать таких же пламенных людей, как ты - преподавателей, мастеров.... И общими усилиями появятся и идеи, и средства...
    Тань, я под впечатлением! Спасибо тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо! Будем стараться, не горит, хотя очень хочется. Первый шаг сделан :) Спасибо тебе! Ты мой самый активный читатель))))) Мне очень приятно, что мои мысли тебе близки.

      Удалить
  2. Таня, вот ты написала, и я читаю об этом как о реальности. Затронуло очень сильно. Ты правда такой реальный посыл дала! Спасибо, что сказала - мне кажется, это очень нужное и своевременное действие. Эмоций и мыслей сразу так много... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светочка, давай обсуждать, может оно и пойдет помаленьку. Я буду писать потихоньку свои наработки, у меня их еще много по тетрадям разбросано :)

      Удалить
  3. Татьяна, привет! Зашла к тебе с Happy Monday на Блоги Мам, а тут такая грандиозная мечта. Меня эта тема тоже волнует, хотя моей дочке еще не скоро в школу, но время летит так незаметно. И я точно знаю, что в стандартную школу не хочу ее отдавать, а в такой школе, которую ты описала, я и сама бы с большим удовольствием поучилась. :-) Пусть твоя мечта сбудется!
    У меня племянник в третьем классе, правда, живем мы в разных городах, но мне время от времени рассказывают про его учебу. И я понимаю, что такими методами, которые приняты в школе, у мальчишки скоро полностью отобьют желание учиться и познавать.
    Твое обращение к учителям вызвало у меня такие мысли. Существующая система обучения направлена не на развитие полноценной личности и счастливого здорового человека, а на создание безропотного исполнителя (для заводов, офисов и проч.). Нас всех учили быть хорошими исполнителями и разучали мыслить творчески и нестандартно. Я это очень сильно чувствую по себе, осознаю, как много рамок и ограничений у меня в голове.
    Вот, например, твой вопрос, как проводить время, чтобы быть здоровым. Я по профессии юрист, до декрета работала в офисе, целый 8-часовой (а чаще и дольше) сидишь перед компьютером и смотришь в монитор. Очевидно, что здоровья это не прибавляет. А после рождения ребенка я так остро почувствовала, что не хочу туда возвращаться.
    Это я все к тому, что обучение в школе напрямую обусловлено образом жизни взрослого человека, и пока life-work balance остается просто красивым лозунгом, система образования так и будет готовить исполнителей, способных по 8 часов торчать в офисе или на производстве.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, согласна. Но, есть одно великолепное НО - интернет дал нам шанс повлиять на ситуацию! Так что будем работать. Алисе тоже еще до школы далеко, ей только будет один годик через пару недель, так что время есть, нам с тобой повезло))) Твоей доченьке, кстати, сколько?

      Удалить
    2. Да, к счастью, интернет дает огромные возможности и для собственного бизнеса и для удаленной работы, и для образования, и для общения!
      Моей дочке 1 год и 5 месяцев.

      Удалить
    3. Так вы уже взрослые люди)))) Большой привет доченьке и большого ей счастья!

      Удалить
  4. Я тоже думаю в этой теме, но у меня не случилось столько идей, именно классных идей...хотя, есть похожие. Я думала на тему создания пространства, похожего на домашнее кафе, что-ли, и так как инет возможности сейчас велики (да и муж у меня в этой сфере живет - интернет, настройка компов), можно что-то думать дальше! Я тоже хочу в этой теме двигаться! Может не по отдельности и правда выйдет что-то продвинуть. Пока только недавно создала свой блог, и еще не успела "перевести" (раньше писала в группе ВК на родном - украинском) и скинуть свои идеи в свой блог. Давайте общаться! Давайте создавать!!!! Пошла читать дальше ваши идеи на темы...не знаю, как с вами еще связаться, о том, что я из себя представляю, из того, что уже успела написать можно почитать у меня в блоге, кину сюда ссылочку на раздел на этом блоге об моих мыслях об образовании, но там пока только 2 статьи про то, что есть сейчас...без идей...идеи пока больше в голове...но такие статьи как ваша стимул - и мне их озвучить... если что, вот моя одна из статей про образование, но она не показатель (!)...пока не знаю где можно с вами начать диалог в другом удобном месте))) http://ledivicher.domohozyaika.in.ua/archives/239

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, рада, что ты написала! (предлагаю сразу на "ты" :))
      Я сейчас почитаю, ссылки оставляй обязательно! Можем в Контакте законтачиться вот я: http://vk.com/id864545

      Удалить
    2. только увидела ответ, сейчас отпишусь)

      Удалить
  5. Ой, писала-писала - и вдруг все исчезло!
    Повторю суть: Таня, очень здорово, что ты об этом мечтаешь - искренне, чисто! И здорово, что поделилась. Это на самом деле важный шаг.
    Я о системе образования тоже размышляла (мне кажется, не думать об этом, когда есть дети, просто невозможно). Это такая важная часть жизни! Своими мечтами я поделилась здесь: http://vmeste-rastem.ru/think-2/duhovnyiy-podem-cherez-obrazovanie-chast-2 (если можно ссылку оставить).
    Пусть твои мечты воплощаются - и наш мир наполняется счастливыми, здоровыми, гармоничными, реализованными людьми!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, так жаль, что исчез первый комментарий! Со мной тоже такое бывает. Сейчас пойду тебя читать.
      Давайте, активные мамочки, объединяться и потихоньку поползем в ту сторону. Спешка нам ни к чему, будем работать на качество :)

      Удалить
  6. Прочитала и задумалась... А ведь и правда нужны принципиально новые школы. Эта система образования давно себя исчерпала, и чем старше становится дочка, тем больше вопросов и сомнений у меня возникает по поводу ее дальнейшего образования.
    Я искренне желаю, чтобы такая школа мечты как можно скорее появилась и стала доступна широкому кругу людей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, да, нужно новое в корне. Честно говоря, я не верю, что в ближайшие годы она появится, это дело не одного десятилетия, но первые шаги можно будет сделать за пару лет, нужны люди.

      Удалить
  7. Прекрасные слова, красивая мечта!
    А тот человек, который начнет хоть что-то делать в этом направлении - как в присказке "кто, если не я?" ;)
    Каждый, кому импонирует такая модель школы, и может по кирпичику вкладывать в ее строение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анечка, да. Для меня пока самый тяжелый кирпичик это техническая часть. Желательны для всего этого деньги, хотя бы не большие - сделать один пробный курс, проверить его и думать дальше. Без денег тоже можно, однозначно, просто сложнее и дольше. Но все от людей зависит. :)

      Удалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить