среда, 16 декабря 2015 г.

Заметки по книге: Алексей Карпов (книги для педагогов и родителей)

Когда я первый раз задумалась о возможности семейного обучения, книги Алексея Карпова были первым и, пожалуй до сих пор, самым полным и системным источником информации по этой теме. Сегодня я хочу привести ряд заметок (цитат из книги), которые я составила для себя. Наверное, если бы я села перечитывать книги сейчас, заметки были бы немного иными, но что есть, то есть.

Я очень советую всем родителям прочитать книгу 'Повесть о педагогической свободе'. Кстати, на сайте Алексея есть еще множество игр, раскрасок, сказок и другихполезных материалов.

Ниже приводятся заметки по 4 книгам.



Алексей Карпов - Повесть о педагогической свободе (заметки)

Свобода и ответственность – две грани одного и того же.

важно, чтобы человек не только прослушал, прочитал или зазубрил материал, но и смог бы сам оценить уровень своего понимания. И не только в масштабе целого параграфа или темы, но и в масштабе одного прочитанного абзаца или даже одного прочитанного в учебнике предложения

В школе уровень интереса к учебе обычно не оценивается как некий важный параметр. Оцениваются конкретные знания и навыки. А дома я свободен сделать критерий интереса одним из главных. Я могу ориентироваться на него.


Свобода эксперимента

Если я приду к директору государственной школы и предложу провести какой-нибудь педагогический эксперимент, то у директора возникнет масса вопросов. И у РОНО. И у родителей. Особенно если я предложу нечто радикальное и нестандартное. Например, парты из класса убрать, и чтобы учащиеся занимались лежа на полу. Или раз в неделю проводить уроки по ночам, а следующий день отсыпаться. Или попробовать заниматься устным счетом, одновременно прыгая на диванах. Да и вообще разные можно эксперименты придумать. Придумать-то придумаем, а вот разрешат ли? А я себе разрешаю.


Физика учебник Перышкина
Английский язык - учебники Верещагиной и Притыкиной
игра Б.П.Никитина «Кирпичики»

очень важно научить ребят осваивать новые знания – динамично и эффективно. То есть не так важен конкретный набор знаний, а важно умение учиться.

Я старался преподавать так, чтобы моим детям было видно, как изучаемые ими темы и предметы связаны с обычной реальной жизнью. иначе ведь большинству детей и подростков просто не понятно, зачем им нужно учиться. Часть детей двигается на исходном высоком интересе к учебе (но таких весьма мало), часть учатся чисто из послушания (таких, мне кажется, большинство), часть просто любит блеснуть перед классом… А существенная доля учащихся в школе почти не учатся (то есть просто проводят время почти безо всякого толку).

Я все время стараюсь показать, что мы изучаем не какие-то абстрактные вещи, а учимся лучше ориентироваться в реальной жизни.


Лично я бы все сделал по-другому: переделал бы большинство учебников, ввел бы принципиально больше игровых методик, написал бы кучу художественных книжек, занимательно передающих сведения из школьной программы… Я бы изменил стиль и регламент школьных уроков. А уж программы курсов поменял бы радикальнейшим образом…

я уверен, что будущее педагогики за все более тотальным использованием языка детского мира – от содержания учебников до стиля речи учительницы в классе.

Обычно я советуюсь с детьми по ходу ведения урока – какие задания выбрать, что нужно разобрать поподробнее, что необходимо повторить, в какой форме (устной или письменной) целесообразнее заниматься… Дело не только в том, что вместе легче выбирать правильный путь, но и в том, что таким образом дети постепенно и естественно приучаются к ответственности и самостоятельности в учебе. А это едва ли не важнее самих конкретных знани

Есть стратегия пошагового многомесячного медленного изучения предмета. По кусочку, по чуть-чуть. Не спеша. Без напряжения. Методично прорабатывая каждую тему, каждый нюанс.

А бывает «мозговой штурм»: за несколько дней до экзамена все другие дела откладываются и мы буквально с остервенением вгрызаемся в материал.

Стратегия может быть цикличной: прошли весь курс, а потом еще раз с самого начала повторили, а потом еще разок…

Стратегия может быть хаотичной: мы достаточно случайным образом знакомимся с отдельными кусками курса – безо всякого порядка. Такой подход может быть целесообразен при первом обзорном знакомстве с предметом – особенно если чадо не жаждет старательно учиться.

Объяснять другому – прекрасный способ лучше понять самому

непосредственное ощущение внутреннего запроса от всех тех, кого мы растим. Чего от нас хотят наши дети? Что они сейчас переживают? Каковы их проблемы?

Древние китайские мудрецы предложили замечательную концепцию действий хорошего лидера: он старается облегчать то, что происходит.

Умение уступить, но при этом продвинуться к цели, является для меня одним из ключевых. Причем продвинуться, не «ломая» человека, а бережно поддерживая его. Постепенно учишься действовать в соответствии с такой моделью даже в острых и жестких ситуациях.

Я стараюсь, чтобы школьные годы моих детей были наполнены интересными и нужными впечатлениями, переживаниями, делами. Я стараюсь изо всех сил, чтобы учеба не давила. Хорошо учиться гораздо легче, чем плохо – и времени, и сил человек тратит существенно меньше, а результаты радуют. В семейном обучении я больше всего и ценю сбалансированность жизненных нагрузок для детей и особенно для подростков

Надо быть на стороне своего ребенка. Надо быть его союзником в его трудном пути взросления в нашем полусумасшедшем мире, в нашей перегруженной и бессистемной системе школьного обучения. Наш ребенок должен чувствовать нашу поддержку. Мы не должны считать его придурком и лентяем. Мы должны видеть, как ему трудно.

со временем гибкий вариант посещения занятий в школе станет естественен – все просто привыкнут, что индивидуальный учебный процесс у каждого немного (или сильно) свой. Тут нет ничего особо нового или трудного. Просто требуется ломка некоего привычного стереотипа того, что такое «ходить в школу».
Первый потенциал – это педагоги. Второй – родители. Ну а третий потенциал – сами учащиеся.

Люди ругают друг друга, государство, догматы, человеческую натуру, самих себя… И сам я ругаюсь временами, хоть и понимаю в целом бессмысленность такого подхода. Но реально что-то меняют лишь наши конкретные шаги, наши действия – пусть совсем небольшие, посильные для нас на данном этапе, не претендующие на моментальное изменение мирового порядка в соответствии с нашими представлениями о добре и свободе…

Мне кажется, что одна из самых фундаментальных причин мирового педагогического кризиса заключается в том, что детей и подростков заставляют учиться. Так уж повелось с незапамятных времен. И, вроде бы, трудно представить иной подход. Дети ведь учиться не хотят, а хотят играть, бегать и развлекаться. Попробуй предоставь им свободу! И не будут учиться – с радостью! Вырастут лодырями и бездельниками. «Вот меня заставляли учиться – и я вырос, поумнел и понял, что учение пошло мне во благо», – так рассуждает большинство взрослых. А те, кто в детстве учился плохо, тоже хотят своих детей приобщить к сокровищам образования.

Судьба каждого ребенка очень драгоценна. Любой родитель может понять это через своих детей. Педагогическая свобода нужна не только в глобальных масштабах социума. Она нужна в каждой конкретной семье, в обучении каждого конкретного ученика. Без нее все остановится и задохнется, станет серым и унылым – даже если будет построено по прекрасным методикам, апробированным на миллионах детей.


--------------------------

Алексей Карпов - Семейное обучение, как система

Мой опыт говорит о том, что более крупное, более четкое и более красивое написание примеров, уравнений и формул дает фундаментальные подвижки в понимание данного материала, в умении решать задания подобного типа. А если еще и симпатичного, забавного человечка или, скажем, ежика подрисовать в углу листка – то вообще будет отлично!

То, что я здесь обозначил как «невербальное» – огромная сфера. И именно в ней находятся, на мой взгляд, основные резервы развития педагогики. Потому что совершенствование вербальных, логических аспектов подачи учебной информации уже практически достигло своего естественного предела, здесь уже и так напридумывано столько, что дальше уже просто некуда. Хотя до массовой школы многое из этого все равно не дошло…


Скажем, можно придти в гости к знакомой тетеньке и вместе с ней наварить много-много варенья – параллельно ведя разговоры обо всем на свете. Или, гуляя по набережной Невы, попросить разрешения зайти на пришвартованный корабль и на нем поговорить с матросом. Или попросить опытного геолога и путешественника рассказать о том, как тот едва не погиб от селя в горах, и о том, как тот жил в тайге во время экспедиции… Каждый взрослый может очень много поведать такого, что для детей, для подростков представляет живой интерес, что для них чрезвычайно актуально и полезно. И в таких разговорах люди открываются глубже, мы видим их внутренний мир, мы видим их глазами сложные жизненные ситуации…

Что такое «хорошее начальное образование»?

Очевидно, что суть начальной школы состоит в том, чтобы научить ребенка читать, писать и считать. Без этих навыков в социуме практически не прожить. И надо сказать, абсолютное большинство детей в школе данные навыки осваивают. Ну, соответственно, и дома мы должны все это аккуратно проделать – тщательно и с разных сторон отработать до полностью устойчивых умений.

Обращаю ваше внимание: навыки должны лечь глубоко и навсегда. А значит, их надо прокрутить сотни раз и тысячи раз – в разных вариациях и комбинациях. Недоработки здесь недопустимы. Ну что значит «ребенок не очень уверенно помнит таблицу умножения»?! А как же тогда он будет учиться дальше? Вся математика начальных классов представляет собой обязательный базовый минимум.

Читать в начальной школе надо научиться практически до уровня умения среднего взрослого человека. И в какой-то степени овладеть такими функциями, как пересказ, изложение, заучивание наизусть, ответы на вопросы к прочитанному.

С программой по русскому языку не так однозначно дело обстоит, но все же самые простые и базовые вещи надо запомнить хорошо. Ну и просто писать надо научиться – достаточно быстро, достаточно разборчивым почерком.

Что еще важно в начальной школе? Для меня было очевидно: минимизировать учебные нагрузки, продлить детям период детства.

Что можно считать «хорошим образованием» в средних классах?

Думаю так: это устойчивое освоение базовых знаний в основных областях человеческой деятельности, в науках. Плюс много «внешкольных» занятий (кружки, секции, прогулки, чтение…) и дополнительных личных занятий по тем предметам, которые более интересны.

В средних классах закладывается потенциал для дальнейших возможностей выбора профессиональной деятельности. Поэтому хорошо бы весь спектр школьных предметов охватить хотя бы на каком-то приемлемом уровне. Ведь кто знает, как сложится потом личный выбор человека.

В то же время, здесь уже обычно возникает естественная неравномерность в изучении разных предметов. Примерно половину информации мы уже «спускаем на тормозах». Даже если мы сдаем эти предметы достаточно хорошо, то все же особо на них не запариваемся. А что-то учим гораздо более прицельно.

«Учить более прицельно» – это вовсе не обязательно решать задания повышенной трудности или стремиться изучать программу вперед, забегая в следующие классы. Вполне достаточно просто досконально, с полным осознанием прорабатывать материал – чтобы он ложился фундаментально. Мы так с моими сыновьями проходили математику и физику. А с младшей дочкой – английский язык.

Ну а что такое «хорошее образование» в старших классах?

Я бы сказал так: это освоение некоторых выбранных предметов до уровня, достаточного для поступления в профильный вуз. Плюс освоение других предметов до уровня грамотных общих представлений.

Важно помнить: в старших классах еще возможна «смена курса» – представления о будущей профессии могут радикально измениться. Иногда это происходит быстро, скачком. А иногда – медленно, постепенно.

Мой старший сын, как всю школу шел по пути математики, физики и техники, так и шел, не меняя направления. А вот второй сын в достаточно равной степени осваивал и точные, и гуманитарные предметы – и только в 11 классе сделал выбор учиться на программиста. А младшая дочка много лет колебалась между ветеринарией и рисованием, более серьезно учила биологию и химию, но потом все же поняла, что ветеринария – это не ее.

И опять же: экономия времени и сил в старших классах очень и очень важна. Режим семейного обучения позволяет сосредоточить больше сил на выбранных предметах – поскольку на остальные уходит меньше энергии

УМЕНИЕ ДЕЛАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ДЕЛА

Насколько человек, окончив школу, будет готов решать практические жизненные задачи? Будет ли он уметь быстро адаптироваться – к новой работе, к новому коллективу, к новым ситуациям? Умеет ли человек учиться новому?…

Я считаю, что в период школьного образования надо учить ребенка, подростка не только абстрактным знаниям, но и массе вполне конкретных вещей. Преимущественно абстрактное образование, которое сейчас ребята получают в школе, плохо готовит человека к реалиям дальнейшей жизни. Причем важны не только разнообразные прикладные практические навыки. Важна и общая психологическая привычка выполнять «настоящую» работу – ту, которая действительно кому-то необходима, которая приносит пользу людям, которая вписана в ткань жизни.

Многое дали занятия туризмом. Ребята учились валить сухие деревья и распиливать их вручную, а потом рубить на дрова. Учились ставить палатки (в том числе ночью и под дождем). Учились грести на лодках и на байдарках (в том числе в условиях сильного ветра и высоких волн, в ночных условиях, в условиях узких и мелких проток, в условиях преодоления порогов…). Да и приготовление пищи на костре на отряд 30-50 человек – это особый уровень умения готовить.

Кстати, сам я во всех этих туристических приключениях участвовал мало – мои дети ходили в походы без меня. Только пару раз в стационарном лагере я был с ними (да и то держался в стороне). Там были другие руководители, компетентные в такой работе с подростками.

Я вовлекал своих детей в художественные поиски. Это было создание картин и развивающих игр-лото, иллюстрирование моих книг и оформление интерьера в нашей квартире… Мы делали «настоящие» вещи – которыми потом пользовались (и до сих пор пользуются) многие дети и взрослые, сотни и тысячи людей.

Скажем, сделать выставку наших картин в престижной питерской художественной галерее «Борей» – это интересное дело. Причем нами руководил профессиональный дизайнер. Мы обсуждали, какие картины где на стенах разместить, пробовали разные варианты, крепили картины на стены… А детям моим в то время было 13, 11 и 6 лет. Такое обучение – самое сильное.

Даже такую вполне обыденную вещь, как поездку на дачу, можно сделать обучающим процессом. Я приучал детей самостоятельно собирать свою одежду и обувь, мы вместе продумывали набор необходимых продуктов и общих вещей, мы сообща решали, как распределить груз по рюкзакам…

В изучение школьных предметов я старался тоже вводить элементы, характерные для «настоящих» проектов. Выучить годовой курс по истории, написать сочинение по литературе, сделать чертеж, сдать экзамен… – ко всему этому уместно подходить как к тренировке в выполнении некой работы. Здесь формируется профессиональный и ответственный подход. Не «выучил-сдал-забыл», а именно подход профессионального работника.

Семейное обучение позволяет вводить полномасштабные, неформальные циклы освоения практических навыков, позволяет уже в школьные годы приобрести немалый опыт реальной работы в различных областях.

На мой взгляд, очень важно при семейном обучении осознавать, что мы никогда не осуществим идеальный процесс. Всегда что-то будет лучше, а что-то хуже. Всегда будут ошибки, упущения и недоработки. Многое будет плохо. Кое в чем будет просто позор. Но что-то будет и хорошо, разумеется

Мы не только движемся вперед, но и постоянно что-то вспоминаем, повторяем, освежаем в памяти…

Что для вас самое главное в той модели школьного образования, которую вы реализуете у себя дома? Что является самым важным на текущий учебный год? Что, с вашей точки зрения, самое главное при изучении данного учебного курса? А что наиболее принципиально в ваших взаимоотношениях со школой?…


-------------------------------------

Алексей Карпов - Подготовка к школе как система

Человек в дошкольном возрасте живет в основном движением и эмоциями. Что такое желание – это ясно любому ребенку. А что такое связь между причиной и следствием – это постигается гораздо медленнее. А уж длинные логические цепочки осознаются детьми вообще далеко не сразу.

Если мы подумаем, то практически в любой профессии увидим те же уровни. Для начала человек должен освоить алгоритмы, правила, стандарты работы. Он должен научиться действовать строго по инструкциям. Потом, по мере освоения профессии, человек учится уже более гибко подходить к выбору алгоритмов действий – на основе всей конкретики текущей ситуации. Только таким образом он сможет стать хорошим специалистом. Ну а далее – открыт путь для совершенствования мастерства, для улучшения старых алгоритмов и создания совершенно новых.

Еще есть такой путь: рассказывать детям об изобретениях, научных открытиях, радикальных нововведениях в разных областях жизни… Здесь полезно показать, как происходил переход от старого к новому. Ребенок через сопереживание почувствует стиль и принцип мышления изобретателей, исследователей, первооткрывателей… И, разумеется, если это возможно, надо хоть в какой-то мере объяснить суть дела. Вот были пароходы с колесами по бокам гребными, а потом стали делать с винтом под кормой… Вот переписывали книги от руки, а потом придумали книгопечатание…

Все предельно просто. Буквы и числа для детей на начальных этапах изучения нужно рисовать крупно и по-доброму. И есть прямой смысл рисовать рядом или вокруг всяких милых зверюшек, птичек, насекомых… Ведь буквы могут жить на поляне в лесу или у болота, среди высокой травы или на берегу ручья… Или нам стоит перенестись в космос, в окружение звезд, планет и комет? Или мы опустимся в глубины моря и увидим там, как рыбы и крабы изучают числа от 1 до 100? Или мы попадем в волшебный мир огромных цветов и крошечных человечков?…

Я считаю, что детям надо много рассказывать о мире до школы. В частности еще и потому, что во время школьного обучения у них мозг будет загружен другим. Да и слушают дети после 7-8 лет нас уже не столь охотно. Дошкольный период – сама подходящая пора.

Куда бы мы ни пришли, я всегда рассказывал своим детям обо всем вокруг. В поликлинике, на вокзале, в трамвае, в метро, на берегу озера, в гостях, в театре, на улице… Ведь может человек просто смотреть – ну и все. А может разобраться в том, что перед ним. Дети в дошкольном возрасте очень любопытны. Они сами зададут множество вопросов – было бы желание отвечать.

Очень сильная вещь – истории из личного опыта. Помню, я подробно описывал своим детям все свои полеты на самолетах, плавания на кораблях, путешествия по горным тропинкам… Встреча в лесу с зайцем или с гадюкой, постройка плота из бревен на лесном озере, прозрачная вода Черного моря, переправа через пропасть по висящему мостику… Причем эти описания надо делать подробными, живыми, со множеством деталей. Детям интересно все. Передача знания о мире через личные переживания – прекрасный способ обучения. И способ подготовки к школе в том числе.

В чем суть проблемы? Основная трудность в том, что ребенок переносит оценивание его школьных успехов на оценивание его как личности. И вот здесь-то и таится серьезная опасность. Ученик может начать думать, что его любят только в том случае, если он получает хорошие оценки. Любовь из безусловной делается условной. Это известнейший в психологии феномен, который является корнем многих бед.

Подготовив дошкольника к началу этой нашей взрослой игры в соревнование и оценки, мы поможем ему более адекватно в нее вписаться. Очень многое зависит именно от позиции родителей, от их мировоззрения по данному вопросу. Чрезвычайно важно, чтобы до школы человек получил некую спокойную уверенность в собственных силах, в собственной ценности, чтобы в нем полноценно сформировались основы адекватного самоуважения и уважения к окружающим – вне зависимости от любых внешних успехов, неудач, оценок и всего такого прочего. И ориентир прост: что бы ни случилось, наши дети должны чувствовать нашу любовь, быть уверенными в нашей безусловной любви.


--------------------

Алексей Карпов - Гимнастика из книги Принцип безграничности, или Как создавать развивающую среду для детей

В нашем детском развивающем центре можно увидеть «части»: спортивный зал, мастерская, школьный класс, художественная студия, музыкальная студия, места для отдыха, спальни, папин рабочий кабинет (кухня), склад вещей, столовая, место для игр с водой и купания, игровая комната, компьютерный класс… И все сие в малогабаритной двухкомнатной квартире.

Начинаем с обычного бега трусцой. Какое-то время входим в процесс, настраиваемся, согреваемся. Потом переходим на другие формы бега: с высоким подниманием бедра, боком (приставными шагами), задом наперед, с захлестом голени назад (пятка бьет по ягодице), с небольшим выпрыгиванием вверх (при каждом толчке ногой), с небольшим приседом на опорную ногу в фазе приземления, на цыпочках (высоко поднявшись на носках), на полусогнутых ногах… Между более нагрузочными формами бега мы отдыхаем, передвигаясь трусцой.

Руки тоже надо размять. Прямо во время неспешного бегового движения ими можно крутить вперед или назад (одновременно или по очереди), держать сцепленными за головой, наносить удары в воздух, выполнять другие упражнения. Когда руки и плечи немного разогрелись, прямо на ходу (не снижая темпа движения) прихватываем гантели – каждому в соответствии с возрастом. Даже просто держа их у плеч и поднимая по очереди, можно создать неплохую нагрузку.

Убрав гантели на место (тоже не снижая темпа движения) и чуток отдохнув в легком беге, переходим к более интересным штуковинам. Самое простое: ставим на дороге поролоновую подушку и перепрыгиваем через нее, не снижая общей скорости. Таких препятствий можно сделать по квартире несколько (лишь бы не слишком часто).

Но препятствие может быть и другого, противоположного типа: папа встает с палкой в руке и держит ее горизонтально, а дети под нее ныряют (или пробираются под ней на корточках, или даже проползают). И тут же все меняется снова: теперь через палку нужно прыгать. А я внимательно регулирую высоту держания палки – чтобы дозировать сложность задания для каждого из детей.

И опять медленный бег трусцой. Мы отдыхаем, восстанавливаем спокойствие, делаем паузу после активных прыжков через высоко поднятую палку. А потом продолжаем вариации на тему препятствий. Несколько поставленных на пути табуреток или кинутых на пол подушек – и мы уже бежим не прямо, а зигзагами между ними. Получается своеобразный слалом. Используем для него и стойки спорткомплекса, и дверной проем, и случайно попавшееся по дороге кресло…

Наигравшись с препятствиями и снова отдохнув в беге, начинаем упражнения на внимание. Я предлагаю участникам тренировки сосредоточиться и по моему хлопку резко приседать и тут же вставать, продолжая бег. Сначала хлопаю редко – чтобы все вошли в упражнение. Затем ритм хлопков ускоряется. И вот он делается совсем быстрый – мы приседаем почти постоянно. Нагрузка приличная. Устали. Снова переходим на более спокойный темп хлопков.

Аналогично по хлопку мы можем во время бега выполнять приседания с последующим выпрыгиванием вверх (это гораздо более нагрузочное упражнение). Или просто совершать полный оборот вокруг своей оси (не приседая) и продолжать двигаться в том же направлении (от этого не устаешь, упражнение развивает вестибулярный аппарат и координацию).

Бег на четвереньках (колени не касаются пола) тоже входит в наш арсенал. Веселое занятие! Ведь мы становимся похожими на обезьян! А если перевернемся лицом кверху и продолжим бег – на паучков. Причем передвигаться можно и головой вперед, и ногами вперед, и боком. Главное – не биться о мебель, о дверные проемы и друг о друга.

Для развлечения мы берем по дороге несколько наших «шариков смеха» и кидаем их на ходу в какую-нибудь цель. Темп бега не позволяет долго готовиться к броску. Координация движений и меткость вырабатываются в усложненных условиях.

Экзотика – бег с закрытыми глазами. Медленно и осторожно. Трудно. Но мы ведь хорошо знаем свой дом, а лишние предметы с дороги предусмотрительно убраны. Стараемся чувствовать движение друг друга. Руки держим перед собой (чтобы случайно не впилиться лбом во что-нибудь).

Иногда вводим в бег периодические высокие прыжки с поддергиванием обеих ног (как бы пропуская под собой мчащегося разъяренного кабана). Это тоже удобно делать по хлопку.

Долго отдыхаем перед заключительным любимым упражнением. Бежим мягко и неспешно, расслабляя мышцы, почти переходя на шаг. Мы знаем: скоро нам предстоит увлекательное и опасное приключение. Папа один раз провел это игровое упражнение, и с тех пор дети каждый раз просят так поиграть.

И вот мы уже бежим не по квартире, а по мягкой луговой траве. Светит солнышко. Под босыми ногами – теплая земля. Все спокойно и хорошо.

Некоторое время входим в образ, медленно передвигаясь трусцой. Настраиваемся на предполагаемые впереди трудности, на необходимость с ними справиться. Но пока отдыхаем и копим силы.

Мир, покой и благодать скоро заканчиваются. Мы вбегаем в джунгли. Густые ветви, торчащие везде корни, поваленные стволы, свисающие лианы… Мы продираемся, перепрыгиваем, проныриваем, проползаем… Мы отпихиваем руками лианы, отводим в сторону тонкие гибкие ветки, хватаемся за стволы… Нам трудно, но мы продолжаем бежать вперед, не снижая темпа. Тем более что папа постоянно напоминает о такой необходимости. И по ходу дела описывает окружающую сложную обстановку в джунглях.

Наконец впереди просвет. Поляна! Немного отдыхаем на бегу. Но расслабляться рано! Нас атакуют злые-презлые шершни! Они хотят нас искусать. Приходится изо всех сил отмахиваться руками. Быстро-быстро. Надо ведь успеть отмахнуться от всех. Задачка не из легких. Требуется максимальное включение.

Уф! От шершней отбились. Они отстали и улетели. А мы снова вбегаем в джунгли по другую сторону поляны. Здесь деревья и лианы не такие густые. Зато неимоверное количество ядовитых змей. Их нельзя задевать, от них нужно уклоняться, на них нельзя наступать. Опасно!

Хорошо, что змеи никого не укусили. Мы минуем их место жительства и выбегаем на большой луг. Тут хорошо и просторно. Вроде бы, можно отдохнуть и расслабиться. Но нет! Это же не луг, а болото! Да еще со множеством крокодилов! Они так и норовят ухватить детишек за пятки. Приходится быстро-быстро прыгать с кочки на кочку – так быстро, чтобы зубастые твари не успели нас схватить. Иногда получается отдернуть ногу в самый последний момент! Так и прыгаем через болото.

Наконец болото с крокодилами позади. А вокруг нас снова джунгли. Но совсем не густые, а удобные для движения. И без ядовитых змей. Однако сложности и тут возникают. Стая хулигански настроенных обезьян! Они начинают швырять сверху кокосовые орехи! Чтобы в нас не попали, мы бежим зигзагами, прыгаем из стороны в сторону. Трудно! Тем более что уже изрядно устали. Но надо сохранять концентрацию до конца! Надо найти в себе силы!

И вот опасности кончились. Мы снова выбегаем на солнечную равнину – теперь уже безо всяких шершней и крокодилов. Под ногами снова мягкая ласковая трава. Теплый ветерок обдувает нас, успокаивая и унося усталость. По лугу протекает мелкий-мелкий веселый ручеек. Мы пробегаем по нему, ощущая ногами песчаное дно и прохладную чистую воду.

И вот мы постепенно переходим на шаг. Еще какое-то время идем, окончательно успокаиваясь и расслабляясь. Сказочно-игровое приключение, которое называется «Джунгли», окончено. И наша домашняя спортивная беговая тренировка тоже.

Мы с Алисой и Дальяной желаем вам счастья!

Комментариев нет:

Отправить комментарий