воскресенье, 21 июля 2013 г.

Про грудное вскармливание

Я тут прикинула, что кормила Алиску уже около полутора тысяч раз. На мой взгляд самое время подвести итоги, самые первые впечатления еще живы в памяти, но и опыт уже накопился.

Я хочу рассказать почему я кормлю грудью, как я научилась это делать и с какими легкостями и трудностями столкнулась я на этом пути. А также о своем взгляде на современные течения.

Мама кормила меня грудью, поэтому в моей картине мира это самое нормальное и естественное, что только может быть. Коль и встречала я где-то фразу, что нельзя женщин делить на 'молочных' и 'не молочных', хочу с ней не согласиться. Я верю, что почти любая мать при сильном желании может выкормить своего ребенка, но даже здесь вписала слово 'почти', всякое ведь в жизни бывает. Но при этом у кого-то молока сразу навалом, а кому-то приходится стимулировать лактацию. У нас в семье молока много (генетически). Это дает преимущества, но и вызывает некоторые трудности.

Месяца с 5-6 (беременности) у меня начало выделяться молозиво, причем в достаточно больших количествах. Спала я прикладывая к груди полотенце.

Во время беременности я много читала и смотрела на тему ГВ.

У нас с Алисой ГВ сложилось достаточно удачно и легко.  Не последнюю роль в этом сыграла информационная подготовка. Итак, главные тезисы ГВ (то, что мне пригодилось):

  • Мамино молочко самая лучшая еда для ребенка (не хочу повторять то, что тысячу раз сказано, но, да, оно меняет состав под потребности данного конкретного ребеночка каждый раз и защищает от многих болезней, особенно до 3-х месяцев, еще мамино молочко успокаивают ребенка, иногда я смотрю на Алису и мне кажется, что там наркотики какие-то, настолько у нее блаженно-отвлеченное выражение лица)
  • Кормить грудью не должно быть больно или дискомфортно, если больно, надо внимательно проверить позицию, захват и возможность наличия повреждений соска (тут скажу, что первые месяца два мне было больно, когда Алиса брала грудь, но через пару минут сосания боль проходила, захват у нее был хороший, сейчас все в норме, никаких трещин у меня никогда не было, но болезненность была)
  • Во время кормления не должно быть чмокающих, цокающих и других звуков, если они есть, опять же проверяем захват (у нас как-то в месяц-полтора появились цокающие звуки, хотя в остальном все было в норме, долго я пыталась что-то сделать, в итоге тоже прошло само через месяц, никаких проблем ни у кого это не вызвало, причина не известна)
  • Очень важное - ребенок может сосать любую грудь: любой формы, размера, места расположения. Ваш ребенок подстроится под вашу грудь, не надо ее истязать и готовить (чрезмерно), доверьтесь природе (я свою грудь никак не готовила, единственное что из-за молозива моим вечным спутником было полотенце, может оно что натерло :), всегда думала, что торчащий сосок это обязательное условие для кормления, на самом деле это не так, пожалуйста, выбросьте все возможные вытягиватели и формирователи, особенно если они вам не приятны, ну а если приятны, то оставьте, но только для получения приятностей)
  • Причина появления трещин и повреждений - неправильный захват (чаще всего, хотя я знаю случай, когда ребеночек с первого дня сосал очень сильно, очень долго (минут по 30-40 интенсивного сосания), возможно что для неподготовленной груди это может стать испытанием, но такие случаи единичны)
  • Мне кажется полезным заранее (на подушке-кукле) освоить несколько позиций для кормления и с ребенком попробовать разные, что это дает - больше удобства маме (мы с Алисой дома почти всегда едим лежа, ибо я ленива, а еще в таком положении могу вздремнуть днем и просто-напросто спать ночью; в машине, гостях и т.п. кормлю сидя в классическом положении, могу кормить на ходу, остальные позиции мы попробовали, но выбрали эти)
  • Чередование груди - один раз кормим из одной, в следующий раз из другой (мне кажется, что кормить из обеих грудей в один раз не стоит, потому что ребенок получит больше переднего молока, но я иногда так делаю, когда уж совсем льется, сначала даю одну на пару минут, а потом вторую до победного, тем не менее в обычных ситуациях чередую по кормлениям, по опыту моей мамы - если молока мало, от кормления с двух сторон за один раз может стать еще меньше, раньше я старалась строго придерживаться чередования, сейчас уже не критично, даю более наполненную грудь, организм сам подсказывает и молочко к следующему кормлению обычно активно пребывает к другой груди, а чтобы не забыть с какой стороны кормила последний раз раньше я надевала на руку браслет, сейчас уже так не делаю)
  • При нормальном захвате нос ребеночка чаще всего свободен, но бывает всякое. Желательно найти такую позицию где носик будет дышать сам и не придерживать грудь, хотя бываю ситуации (неудобная поза, переполненная грудь), когда малышу надо помочь
  • Специалисты говорят, что в ходе кормления ребеночек получает молоко двух видов - переднее (более жидкое) и заднее (более жирное), переднего молока много, когда оно заканчивается, начинает вырабатываться более жирное молоко, которого уже не много, но оно не менее ценно, важно чтобы ребенок получал оба вида молока, но заднее молоко приходит после переднего, если ребенок мало находится у груди, он может не получать достаточно жирного молока (тут ничего сказать не могу)
  • Продолжительность кормления дело очень индивидуальное - от 2-3 до 40-50 минут и дольше (наш рекорд - почти 3 часа с одним небольшим перерывом, но такое было только пару раз, после рождения Алиса обычно ела 20-30 минут, сейчас наедается минут за 5, а дальше остается для удовольствия или отваливается, у нас все просто - если грудь забрать и она плачет, надо еще покормить, если спокойная - наелась, хотя может проявлять недовольство по поводу недополучения удовольствия, я без зазрения совести могу прервать кормление через 20-30 минут, если мне надо что-то делать, а иногда и через 10-15 минут)
  • Специалисты говорят, что если пропускать ночные кормления, то молока будет мало, на это могу сказать, что моя мама почти с рождения не кормила меня ночью (с 23 до 6), я не просыпалась, проблем с молоком не было. Алиса ночью просыпается каждые 3 часа, но если она не просыпается, я ее не трогаю.
  • Про кормление по требованию - я за, но для меня это значит кормить, если ребенок голоден или (крайне редко) если ему действительно нужно успокоиться, но успокаивать я все же стараюсь другими методами. После рождения Алиса просила есть примерно раз в три часа, потом из-за мастита я сбила ей этот график и мы стали есть раз в два часа (днем), сейчас вышли на 3-3,5 часа, хотя реально она может спокойно не есть 5-6 часов, особенно если мы не дома. При этом иногда она просит есть через час или два и я ее, конечно же, кормлю. Мне кажется, очень важно различать голодный и не голодный плач. На любой писк предлагать ребенку грудь мне кажется не верным, да и с Алисой не срабатывает, если ей что-то другое надо, грудь ее не особо успокоит.
  • Если ребенок плачет или извивается во время кормления, возможно у него в животике воздух. Обычно я останавливаю кормление и держу ее вертикально около 30 секунд (считаю до 30), как правило, этого хватает и воздух выходит, дальше она ест спокойно, но не всегда причина в воздухе.
  • Был короткий период, когда мне казалось по ее поведению, что молока мало, чтобы усилить приток молока я делала легкий массаж груди (просто поглаживание) и пила горячий сладкий чай с молоком, уж не знаю насколько помогало, но после 3-5 минут криков и мучений обычно Алиса успокаивалась и дальше ела спокойно.
  • Я читала, что есть еще так называемые лактационные кризы, дни когда количество молока уменьшается, в такие дни рекомендуется чаще прикладывать ребенка к груди, обычно через несколько дней это проходит и лактация восстанавливается.
  • Бывают еще и протесты со стороны ребенка, которые могут быть связаны с изменением вкуса молока (например, мама съела много чеснока) или просто с определенным периодом развития, к этому надо относиться спокойно.

Это, пожалуй, самые важные итоги моего ГВ на сегодняшний день. Это то, что я хотела бы сказать своей дочери, когда она станет мамой.

Но ситуации у всех разные, самое главное - слушать свой организм и слушать ребенка, а еще быть полностью уверенной, что все с ГВ получится и если приходят трудности, это нормально и временно.

Буду рада, если опытные мамочки дополнят список.

У нас дождливый день и очень свежо. Мы с Алисой желаем вам большого и светлого счастья, а еще желаем в скором времени съесть что-нибудь очень вкусное и получить от этого большое удовольствие!

3 комментария:

  1. Савина, этот пост взорвал мне мозг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :) да я просто записала все, что мне кажется важным по этой теме сейчас

      Удалить
    2. Начнешь кормить, перечитай))))

      Удалить